Силы российской и шведской армии во время Гродненской операции

В декабре 1705 г. шведский король Карл XII разработал план разгрома русской армии, которая осталась на зимовку на территории Великого княжества в Гродно. Кроме того, Карл, возможно, рассчитывал захватить в Гродно и обоих монархов – Петра I и Августа II.

 шведский король Карл XII

Армия Карла находилась в Варшаве и недалеко от неё, в Блонье (Błonie). 28 декабря Карл быстро поднял арию и неожиданно выступил в поход на Гродно. Вместе с ним находился принц Вюртембергский Максимилиан (Маленький Принц). Чуть позже за шведами двинулись и войска короля Станислава Лещинского.

Шведская армия

В армии Карла XII в этой операции находилось около 18000 – 20000 человек (8 пехотных, 4 драгунских и 5 кавалерийских полков, всего ок. 7000 пехоты и 7000 кавалерии при 40 орудиях), а также польский корпус Юзефа Потоцкого (ок. 3000) и литовский корпус великого гетмана литовского Казимира Яна Сапеги (по разным данным от 2000 до 4000 чел.).

шведская армия в январе 1706г. Состояла из следующих полков:

200 лейб-драбантов

4  драгунских полка (немецкие вербованные драгунские полки по 1250 человек в каждом, кроме полка Меерфельта – 1500 человек)

  1. немецкий вербованный драгунский полк генерал-майора Меерфельта (Meijerfelts dragonregemente)
  2. немецкий вербованный драгунский полк полковника Густафа Адама Таубе (Överste Gustav Adam Taubes dragonregemente),
  3. немецкий вербованный драгунский полк Дюкера (Ducker dragonregemente)
  4. полк Магнуса Стенбока (Stenbocks dragonregemente)

5 шведских кавалерийских полков (в каждом полку по 2 эскадрона, всего 8 рот; полк в среднем насчитывал 1000 человек; в Лейб-регименте 3 эскадрона,  12 рот, 1500 человек):

  1. Конный Лёйб-регимент (Livregementet till häst), в отличие от остальных полков формировался во всех областях Швеции
  2. Южно-Сконский кавалерийский полк (Södra Skånska kavalleriregementet)
  3. Остготский кавалерийский полк (Östgöta kavalleriregemente)
  4. Вестготский кавалерийский полк (Västgöta kavalleriregemente)
  5. Уппландский третьеочередной рейтарский полк Крузе (Upplands tremännings Kruse)

Шведские пехотные полки (в каждом пехотном полку по 2 батальона,  всего 1200 человек; Лейб-гвардейский полк состоял из 4 батальонов, 2500 человек):

  1. Его Величества Лейб-гвардии пеший полк  (Kungliga Maj:ts  livgarde till fots), в отличие от остальных полков формировался во всех областях Швеции
  2. Померанский пехотный полк на конях (Pommerska varvade),
  3. Далльский полк (Dal regemente, название от провинции Даларна, где полк формировался),
  4. Уппландский полк (Uppland regemente, название провинции в Швеции),
  5. Остготский полк (Östgöta regemente, формировался в провинции Östergötland)
  6. Йонкопингский полк (Jönköpings regemente)
  7. Кальмарский полк (Kalmar regemente)
  8. рота генерал-квартирмейстра

пикинёры Уппландского полка пикинёры Уппландского полка 

Что же представляла собой знаменитая шведская армия Карла XII под Гродно зимой 1706г.? Лейб-драбанты были личными телохранителями короля. Сам Карл говорил: «Когда при мне находятся хотя бы девять человек моей дружины, никакая сила не помешает мне проникнуть туда, куда я хочу». Все драбанты имели отличную подготовку и боевой опыт, действовали слаженно в бою, защищая, если необходимо, монарха. Король лично отбирал кандидатов на службу в этом корпусе. Все рядовые драбанты были в звании капитана.

Немецкие вербованные драгунские полки состояли из 8 рот и комплектовались, в основном, в Силезии. Их основу могли составить шведы, как это было с полком Таубе, который был сформирован на основе 160 шведских драгун. Среди наёмников, служивших в немецких драгунских полках можно назвать и будущих шведских генералов Йонаса Адлерстрале и Густафа Фредерика фон Розена. Зимой 1706 года под Гродно они оба служили в полку Магнуса Стенбока фельдфебелями. За отвагу и мужество Адлерсталле через 10 лет удостоился чести служит в лейб-драбантах, а ещё через десять лет стал генералом. Фон Розен дослужился до поста генерал-губернатора Финляндии.

Самыми сильными пехотными полками армии Карла в данной операции были гвардейцы. Лейб-гвардейский полк лишь немного уступал драбантам. Одна из его рот постоянно находилась в Стокгольме в охране королевского дворца. Три батальона этого полка были мушкетёрами и пикинёрами, а 4-й – гренадёрами. Остальные пехотные полки набирались по землям и имели большую историю, а также хорошую подготовку. Большинство этих полков появились ещё до 30-летней войны. Далльский полк по уровню подготовки считался равным гвардейскому полку и ставился на наиболее угрожаемые участки.

Русская армия

На зиму армия была оставлена Петром в укреплённом лагере в Гродно. Армия в Гродно находилась под командованием нанятого на русскую службу генерал-фельдмаршала-лейтенанта Г.Б.Огильви и А.И.Репнина.

Осенью 1705г. (до середины октября включительно) русской армией вокруг города были построены земляные укрепления бастионного типа, состоявшие из высокого вала со стрелковыми позициями на нём и рва. В оборону города также были включены отдельные здания, находившиеся вдоль реки Городничанка с западной стороны. Оборону дополняли несколько артиллерийских батарей, река Неман с юга и несколько оврагов с запада и востока.

В конце октября в Гродно прибыл король польский и великий князь литовский Август II с саксонской кавалерией (несколько тыс. чел.). Пётр также находился в этот период в Гродно. После его отъезда общее командование над армией было передано королю Августу.

Русская армия в Гродно состояла из 21 пехотного полка (всего 47 пехотных батальонов) и 6 драгунских полков. Общая численность войск оценивается в 24-26 тыс. человек при 103 орудиях. Армия была разделена на три дивизии:

  • генерал-фельдмаршала Огильви,
  • генерала над пехотой Репнина,
  • генерал-поручика Николая Людвига Алларта (полки Алларта, Огильви, Ингерманландский, Преображенский, Чамберса, Бутерса)

Каждая дивизия состояла из 2 бригад. Бригадами командовали: генерал-майоры Чамберс, Швейден, Отто Бирон, Зейдлиц, Беллинг и бригадир Риддер.

состав русской армии в Гродно:

пехотные полки (43 батальона) – на март 1706г. при выходе из Гродно

  1. гвардии Преображенский полк (в составе 3 батальонов)
  2. гвардейский Семеновский полк
  3. Ингерманландский полк
  4. Белгородский полк бригадира Саввы Айгустова
  5. полк генерала Л.Алларта (Hallart)
  6. полк И.Англера
  7. полк Бутлера
  8. Бутырский полк
  9. полк генерала Николая фон Вердена
  10. полк  П.Гассениуса
  11. полк Г.Головина
  12. полк А.Дедута
  13. полк А.Келлинга
  14. Пехотный И.Мевса Псковский полк
  15. полк ГФМ Огильви
  16. полк ген. А.Репнина
  17. полк Дениса Риддера
  18. полк генерал-майора Ивана Чамберса пехотный
  19. полк ген. В.Швейдена (Лефортовский)
  20. полк ГФМ Шереметьева
  21. полк M. Шереметьева мл.

+ 4 гренадёрских батальона

Генерал-фельдмаршал Огильви в письме Петру упоминает еще несколько полков (Ф.Балка, К.Гултика, И.Делдина, Д.Купера, В.Повиша, Турнера, ген. Шонбека). Однако, по мнению большинства исследователей, этих полков не было в Гродно.

Русские полки, как и шведские, были 2-х батальонного состава (каждый в 1200 человек) и состояли из 9 фузелерных рот и одной гренадёрской. Гвардия имела иную организацию: в Преображенском полку было 4 батальона (ок. 3000 человек), в Семёновском – 3 батальона (2700 человек). Некоторые русские полки носили имя своего шефа (например «полк Алларта», «полк Огильви»). Использование пик, в отличие от шведской армии,  в этот период не предусматривалось.

мушкетёр гвардии Преображенского полка

Кавалерия находилась под командованием генерал-поручика над конницей Карла Рене. Она была сведена в 2 бригады по 5 полков в каждой. В драгунских полках было по 1200 человек.

Бригада генерал-майора над конницей Генскина (Y. Genskin) состояла из 5 драгунских полков: Генскина, Остафьева, Волконского, Шауенбурга (Shauenburg), 2-го Ингерманландского полковника Партеса (Partes).

Бригада генерал-майора Г.Пфлуга (G. Pflug) состояла из 5 драгунских полков: Ренне (Renne), Пфлуга (Pflug), полковника Горбова (Пермский драгунский полк), Геренка (Gerenk или Herring), Нетлергорста (Netlergorst).

Артиллерия состояла из 103 орудий:

12-фунтовых длинных пушек – 6,

12-фунтовых коротких – 6,

6-фунтовых длинных – 5,

3-фунтовых – 82,

гаубиц – 1,

1-пудовых гаубиц – 3,

полу-пудовая гаубица,

2 маленькие мортирки.

Командовал артиллерией генерал-майор Яков Вилимович Брюс. Большинство орудий в армии были 3-фунтовые полковые орудия (в каждом батальоне, кроме 8 полков, по два орудия). Позднее, при отступлении большинство этой артиллерии была брошена в Неман. Одно из бронзовых орудий мастера Логина Жихарева хранится в экспозиции Гродненского историко-археологического музей. Ещё одно чугунное русское 3-фунтовое орудие украшает вход в музей.

  

оловянные слитки русской армии для отлива ружейных пуль (экспозиция Гродненского историко-археологического музея)

        Бронзовое орудие Логина Жихарева из экспозиции Гродненского историко-археологического музея

В Гродненском укреплённом лагере полки были расположены вдоль бастионной ограды – валов.

По уровню подготовки русская армия в этот период уступала шведам. По слова Г.Грюнда, побывавшего в Гродно: войска «… находились ещё в очень плохом состоянии из-за недостаточной обученности и нехватки опытных офицеров, между которыми тем не менее уже ощущались всевозможные проявления зависти, и они разделились на две партии». Около половины высшего офицерского звена в армии в Гродно составляли генералы, перешедшие на русскую службу из польско-саксонской армии Августа и по его желанию. Большинство из них стремились лишь к наживе. Кавалерия Петра также была слабее шведской. Чаще всего она стремилась использовать огнестрельное оружие, нежели холодное, в чём было главное отличие от шведской кавалерии.

Полки занимали позиции вдоль укреплений. Так с восточной стороны Гродно, «в отдельном укреплении» (так написано в источнике) расположены были полки дивизии Алларта (полки Алларта, Огильви, Ингерманландский, Преображенский, Чамберса, Бутерса). Под командованием генерала Чамберса находились гвардейские полки. С наступлением зимы Пётр приказал вывести полки из города и разместить их в близлежащих деревнях. Это снимало проблему скученности людей в городе и перекладывало заботу об из пропитании на плечи беларуских крестьян. 7 декабря 1705 года Пётр покинул Гродно.

 

                                                                                    Ход Гродненской операции

Шведы продвигались к Гродно очень быстро и за две недели преодолели всё расстояние. Опишем вкратце путь шведской армии. Из Варшавы Карл повёл свою армию к Окунёву, Станиславову. Затем армия вышла к городу Венгрув. Река Буг была форсирована шведами у деревень Кржемень – Гранне. Далее они продвигались на дер. Поплавичи (Поплавы, под Браньском, на территории ВКЛ). Далее шведы шли через Сураж, Боровске (здесь был схвачен врасплох русский дозор, состоявший из лейтенанта и 18 солдат, 15 из них были убиты). Далее шведы вышли к Крынкам, на границе с современной Беларусью. Этот поход «стоил» Карлу около 3000 человек погибшими от холода и болезней. В Крынках также был русский дозор,  который успел сообщить в Гродно о подходе армии Карла.

Получив сообщение о приближении шведской армии во главе с Карлом, Август II  и фельдмаршал Огильви немедленно отдали приказ о сборе всех войск под прикрытие гродненских укреплений. Все полки вновь расположились по траншеям на валах. Тем временем Карл разместил в Крынках своих заболевших и обмороженных солдат и дал отдых для армии на два дня. Далее шведы вышли к деревне Михаловичи (?), недалеко от Гродно. Открытая местность позволяла продвигаться в нескольких колонах. Обоз и артиллерия образовали параллельную колонну. Ночью шведские отряды смогли захватить русский обоз, направлявшийся в город, его охрана приняла шведский разъезд за союзников саксонцев.

14 января шведская армия подошла к Неману у Гродно. Карл ожидал отставшие обозы и артиллерию.

15 января шведский король принял решение форсировать замёрзший Неман в половине лиги севернее Гродно (ок. 2 км). Русская кавалерия генерала Ренне (7-8 тыс. чел.), и, возможно, часть пехоты вышли из Гродно, однако активных действий не предпринимали. Русские драгуны находилась на противоположном берегу, тогда как пехота Огильви стояла недалеко от города. Карл сам во главе небольшого отряда форсировал Неман на глазах у русской кавалерии и под её огнём. Берег со стороны шведов был достаточно крутой и спуститься было непросто. Тем не менее, Карл провёл свой отряд по льду и отбросил русских драгун от реки. Часто можно встретить упоминание, что Карл атаковал во главе 600 драбантов. Однако корпус драбантов, как упоминалось выше, состоял лишь из 200 человек. В этой атаке Карл использовал 600 гренадёров Лейб-гвардии пешего полка. Дерзкая атака гвардейцев принесла Карлу успех. Потери были незначительными. Русские драгуны начали отходить к Гродно, к своей пехоте. Карл сразу же приказал драгунам также быстро переходить реку. Лошади с большим трудом спустились на лёд. Шведская артиллерия и обозы не могли использовать этот же путь и вынуждены были искать более удобный спуск к реке.

Желая догнать отходящие русские драгунские полки, Карл с несколькими эскадронами драгун, не дожидаясь перехода через реку всей своей армии, со шпагой в руке устремился в погоню за русской кавалерией. Однако русские пехотные полки находились в боевом построении и ожидали атаки. Под их прикрытием русские драгуны чувствовали себя в безопасности. Поэтому Карл не рискнул атаковать. Лишь некоторые из его наёмников начали пистолетную перестрелку. При этом, один из наёмников – итальянец капитан Саксо был окружён русскими драгунами. Его спас Маленький Принц и князь Сапега, которые с драгунским эскадроном освободили итальянца.

 

По мере того, как шведская армия переходила Неман, Август и Огильви приняли решение отойти в Гродно, под прикрытие укреплений. Шведы перекрывали Виленскую дорогу, а также блокировали возможную связь с кавалерией Меньшикова со стороны Минска.

Всю ночь на 16 января шведская армия простояла в поле перед Гродно около деревни Девятовка в боевом порядке. Солдаты укрывали ноги плащами и жгли костры из соломы. Карл, Станислав Лещинский и Маленький Принц также провели всю ночь у костра.

Ночью и утром Карл провёл рекогносцировку Гродненских укреплений. Вместе с генерал-лейтенантом графом Стенбоком (исполнял должность генерал-квартиймейстра и начальника инженеров) король приблизился к гродненским укреплениям на 1 км для их детального осмотра. Русская артиллерия открыла интенсивный огонь, который, правда, не причинил шведам никого вреда, однако, оказал психологическое воздействие. Карл решил не штурмовать укреплённый город. Не дождавшись выхода русских из укреплений, шведами было принято решение блокировать армию Августа и Огильви в Гродно. На протяжении этого дня и ночи произошло несколько стычек между отрядами обеих армий. Следующую ночь шведы также провели в поле перед городом. 17 января Карл отвёл армию от Гродно к дер. Солобово.

Уже в ночь с 17 на 18 января Август II покинул город с саксонцами (600 сабель) и 4 русскими драгунскими полками (всего ок. 2000 человек). Вместе с ним русскую армию покинули Браузе, Руланд, Сент-Поль и Арнштедт. В его планах было соединиться с саксонской армией у Варшавы и, после разгрома варшавского гарнизона, возвращение на выручку к Гродно. В Гродно остались лишь 2 драгунских полка, но они были сильно истощены. Не хватало подков. Таким образом, у окружённых было мало сил для разведки и действий против шведов.

Тем временем шведы вынуждены были отойти от Гродно на 10 вёрст – все ближайшие окрестности, уже были разорены. Карл принял решение разделить армию на две части. Шведская армия во главе с королём  отошла к деревне Головачи (22 – 27 января). Король Станислав отвёл часть армии (4 полка и артиллерия) к Стриевке. 25 января Карл отвёл войска ещё дальше – к Каменке. 10 февраля шведы отошли к Желудку, который был владением Сапег, союзников Карла. Войска под командованием короля Станислава находились в Василишках.

Генерал-фельдмаршал Огильви придерживался планов отсиживаться за укреплениями, дожидаясь саксонцев. Пётр приказывал отходить из Гродно, но войска оставались на месте. Тем временем ситуация в окружённом Гродно была тяжёлой. Стычки со шведами заканчивались не в пользу войск Огильви. Офицеры-иностранцы переходили на сторону Карла, или крайне «неаккуратно» командовали войсками. Так по сообщению фельдмаршала пропали 11 офицеров и 1700 солдат. Генерал-майор Зейдлиц тайком бежал из Гродно, переодевшись «жидовским проводом». Русские драгуны занимались открытым грабежом гродненцев и жителей близлежащих деревень, вызывая крайнее возмущение. В то же время надёжное боевое охранение против шведов не выставлялось, поэтому многие из драгун попадали в плен. В Гродно начался голод и болезни. Стычки происходили за хлеб. Умерли генерал-поручик Вольфганг Венедиер и бригадир Риддер. 40% лошадей пали.

Большой склад продовольствия был образован русскими в местечке Индура. Для транспортировки запасов в Гродно Огильви отрядил отряд драгун. Карл, узнав об этом, послал отряд из 2000 наёмников-драгун под командованием генерала Мейерфельта и полковника Буреншильдта. Перейдя Неман у местечка Лунно они направились к Индуре. В бою русские драгуны потеряли 60 человек, ещё 50 были взяты в плен. Остальные вынуждены были отойти к Гродно. На следующее утро индурские шляхтичи привели Мейерфельту ещё несколько отбившихся от своих русских драгун. Шведы забрали всё, что могли унести и сожгли оставшееся.

После разгрома войск Августа и неудач попыток прорыва к окружённым со стороны Минска, Пётр разработал план отступления – дождавшись ледохода на Немане отходить на юг. Переодетый «в польское мужичье платье» поручик Преображенского полка Пётр Яковлев доставил письма Петра, с соответствующими приказами, окружённым.

В конце марта 1706 года, по вскрытию реки, русская армия начала переправу в Гродно на левый берег Немана. Переправа продолжалась три дня и что к 30 марта (10 апреля) 1706 года русская армия, бросив артиллерию («...и артиллерию малую смогли вывести, а достальную всю спустили в реку, которой сказывают со 100 пушек больших и малых, а также всякие многие артиллерийские припасы, а провиант весь так оставили, великое довольство...»), переправилась почти целиком, за исключением арьергарда — драгунского полка полковника И. С. Горбова.

Потери шведов в Гродненской операции составили 100 человек. Потери русских – 8000 человек за время осады от болезней и голода. Ещё 9000 русская армия потеряла во время отступления.