Панорама Форта №1
Фотографии и обработка выполнены Иваном Цыркуновичем
Знакомство с Гродненской крепостью удобно начать с форта № I. Форт № I является первым большим фортом на левом берегу реки Неман. Расположен он в 250 м от деревни Загораны. Кстати, по дороге к форту (между дер. Адамовичи и Пушкари) интересно посмотреть на единственный сохранившийся крепостной бетонный мостик. Он располагался на крепостной дороге, ведущей к группе форта № I. Дорога не сохранилась до наших дней, а мостик - существует.
Форт располагается на главенствующей над местностью возвышенности. Строился он на протяжении 1913-1915 гг. и являлся одним из 13 больших фортов Гродненской крепости. Составлял проект и руководил строительством форта военный инженер капитан Константин Никодимович Добржинский. Позже его сменил военный инженер подполковник Корытин, летом 1915 г. строительными работами руководил военный инженер капитан Хомутов.
Проект форта был составлен капитаном Добжинским в декабре 1912 года. В плане форт представлял собой пятиугольник. Было запланировано строительство бетонного бруствера с подбрустверными убежищами для гарнизона, казармы пещерного типа, быстроходного лифта для спуска в потерну, бронепостов. Форт должен был быть окружён трапециевидным в плане рвом. Горжа прикрывалась капониром. Промежуточный полукапонир был вынесен на правый фланг форта (в 180 м от него) для усиления обороны в сторону опорного пункта литера «Б».
В качестве главной оборонительной позиции форта был возведён бетонный бруствер, под которым проходила подбрустверная галерея. Её гарнизон форта мог использовать в качестве укрытия от неприятельского обстрела. Были возведены напольный и левый фасы бетонного бруствера. Интересно отметить, что именно при строительстве этого форта в галерее была сооружена бетонная шахта и, возможно было начато строительство подземных контрминных галерей. Ничего схожего по своим размерам с шахтой форта остальные укрепления Гродно не имеют. Здесь должен был располагаться лифт. Раньше здесь были перекрытия, лестницы, которые вели вниз. В целях безопасности предупреждаем – шахта не имеет ограждения! Будьте внимательны и осторожны. Не следует спускаться в шахту. Это небезопасно и требует специального оборудования и подготовки.
К строительству подземной казармы не приступили. От её создания отказались ещё в 1913 году. Колодец с лестницей предполагалось использовать только для спуска к галереям, ведущим к кофрам. Изменилась форма рва.
На бетонном бруствере располагались стрелковые позиции для гарнизона форта. Они были выполнены в виде бетонных индивидуальных ячеек для стрелков. Кстати такая форма устройства линии огня характерна только гродненским фортам. Кроме ячеек, на бруствере были возведены пулемётные позиции. Для защиты стрелков от ружейно-пулемётного огня атакующих, каждая ячейка прикрывалась съёмным бронещитком и мешками с песком. От огня по фронту каждого стрелка прикрывал специальный стальной щит. Для его установки перед каждой ячейкой сохранились пазы. С тыльной стороны бруствера стрелковые позиции были прикрыты металлическими леерными ограждениями. В галереях были устроены нары. На полы настилались деревянные полы. Над центральным сквозником располагался барбет - площадка для противоштурмовых орудий.
Перед бруствером были отрыты окопы, дополнявшие возможности обороняющихся. Окопы имеются и в тылу позиции. Таким образом, даже в незаконченном виде форт мог обороняться в окружении.
В качестве препятствия для атакующих солдат противника бетонный бруствер был обнесён глубоким, треугольным по начертанию, рвом. Ров не зарос и прекрасно просматривается. На левом фланге во рву для его прострела было начато сооружение кофра (бетонного оборонительного сооружения для обороны рва). Однако его строительство осталось незавершённым. С правой стороны кофр был возведён из дерева и представлял собой подобие блиндажа. Горжевая (тыловая) насыпь не была закончена. Её прикрытие осуществлялось только при помощи окопов. Горжевой капонир построен не был.
Форт № I принимал участие в боях за Гродненскую крепость в феврале 1915г., а также в штурме крепости в августе-сентябре 1915г, когда его оборонял батальон русского 228-го Задонского пехотного полка. После отступления русских войск, военный инженер капитан Хомутов произвёл подрыв форта. Это произошло ночью с 1-го на 2-е сентября 1915г. В результате взрыва форт очень сильно пострадал. Тем не менее, его пытались приспособить к обороне германские войска в 1915-18 гг. Вокруг форта было построено несколько небольших бетонных наблюдательных пунктов.
Кроме событий Первой мировой войны форт № I принял участие и в Великой Отечественной войне. В июле 1944 г. здесь на протяжении нескольких дней (17-20 июля) здесь держали оборону несколько рот 455-го стрелкового полка 42-й стрелковой дивизии. Будучи окружёнными, перешедшими в контратаку силами боевой группы 3-й танковой дивизии СС «Мёртвая голова», оборонявшиеся советские солдаты и офицеры несколько раз отбивали атаки. Так 1-й и 2-й батальоны (командиры батальонов капитаны С.А. Беляев и М.И. Копанёв) 455-го полка, а также другие подразделения, имея только несколько 45-мм орудий, противостояли танкам и штурмовым орудиям боевой группы СС. Сопротивление окружённых войск на позициях форта организовал заместитель командира полка по строевой части майор М.В. Сидорец. Даже разрушенный, форт № I был неприступен для танковых орудий. Специально для штурма немцы привлекли 16-ю сапёрную роту из состава 3-й тд СС. Один из участников штурма вспоминал:
«...Мы пробиваемся далее к укреплениям. Однако, заградительный огонь так силен, что мы вынуждены отойти назад. Атака должна быть повторена в темноте...»
Во время одного из штурмов крепости, когда немцы уже взобрались на развалины форта, майор М.В. Сидорец вызвал по радио огонь своей артиллерии с другого берега Немана на себя. Решение об открытии огня по своим же солдатам, оборонявшимся на форту № I, отдавал сам командующий 50-й армией генерал-лейтенант И.В. Болдин, державший ситуацию с 42-й дивизией на личном контроле. Огонь советской артиллерии дал результат – немцы были вынуждены отойти с позиций форта. Он остался в руках советской армии. В ночь на 19 июля большинство обороняющихся прорвалось к Неману. В форту осталась только рота лейтенанта Н.Г. Подгурского. Но теперь оборона была уже малоэффективной. Радиостанция была выведена из строя, закончился неприкосновенный запас, подходили к концу боеприпасы. Малое количество солдат не позволяло занять весь периметр обороны форта. Бои происходили непосредственно на развалинах бетонного бруствера. Бойцы сражались до последнего солдата. Сапёры из танковой дивизии СС вспоминали:
«... Мы подкатываем бочки с бензином к фортификационным укреплениям, выливаем их содержимое в трехэтажное устройство каземата и поджигаем его. Мы надеется, что огнём принудим русских к сдаче в плен. Однако, этого недостаточно! Только несколько красноармейцев сдаются, большинство ещё держится… Едва мы оказываемся внутри, снова гремят выстрелы. Здесь помогают только несколько ручных гранат. Я беру несколько гранат и бросаю их вниз: после их взрывов до моих ушей доносятся хрипы и стоны. Мы освобождаем верхний этаж. Но далее дела не идут. Мы запасаемся толовыми шашками, чтобы выкуривать казематы дальше. Между тем русские опомнились от первого шока и заняли оборону. Теперь нам очень тяжело, проникнуть в казематы снова. Наша хорошая и жесткая подготовка служит нам добрую службу. Мы продвигаемся вперед до самого нижнего этажа и бросаем несколько шашек. Мы так же осматриваем средний этаж и выходим опять на воздух. Однако русский гарнизон не сдается. Это упрямые и жесткие парни. С пленным красноармейцем мы пытаемся теперь убедить гарнизон сдаться. Пленный «Иван» переводит. В ответ русские застрелили своего товарища. Бои вокруг укреплений разгораются вновь...»
По немецким данным штурм укреплений форта № I закончился к двум часам дня 20 июля. Вот что было записано об этом в немецких документах: «...Мы захватываем кроме всего прочего 15 минометов и несколько противотанковых пушек. 40 убитых и примерно 30 раненых - это потери врага...»
Лишь 8 солдат из этой последней группы оборонявшихся советских солдат и офицеров смогли вырваться из руин I-го форта. До подхода советских частей их укрывал житель деревни Соловьи Б.П. Якуцевич. Оставшиеся на форту лейтенанты Н.Г. Подгурский и А.И. Шипеев застрелились, предпочтя смерть позорному плену. Оба они оставили посмертные записки. Лейтенант Николай Подгурский написал в ней:
«Товарищи
Кто найдёт нас
мёртвыми так знайте
что мы погибли честно
как подобает воинам
Красной армии
Защищая честь и
независимость нашей род
СМЕРТЬ немецким
оккупантам!
отомстите за нас Това
л-т Подгурский»
(орфография в соответствии с оригиналом)
Лейтенант Андрей Шипеев написал карандашом на обложке «Боевого устава пехоты РККА»:
«Шорцы врагу живыми не сдаются. Пусть в Шории узнают, как умеют сражаться и умирать офицеры-шорцы!»
Оборона форта № I Гродненской крепости по своему героизму не уступает знаменитой обороне Брестской крепости в 1941г. Сейчас на форту установлен памятник в честь погибших солдат и офицеров 455-го стрелкового полка. Кроме того, памятник солдатам полка установлен и в самой деревне Загораны.
Проехать к форту достаточно просто. Для этого Вам следует выехать из Гродно в направлении Августовского канала и городского посёлка Сопоцкин. В 8 км от черты города Вы увидите указатель коричневого цвета «Форт № I Гродненской крепости». С дороги следует свернуть направо, в сторону деревни Наумовичи. Проехав примерно 3 км, до следующего указателя, поворачивайте налево. Далее по грунтовой дороге следует продолжать движение около 1 км. Сразу за деревней Загораны, справа Вы увидите форт № I. 4. GPS координаты: 53°44′02.30″N 23°42′42.70″E.
Кроме форта № I в его группу укреплений входили и другие оборонительные сооружения: опорный пункт литера «А», «Б», № 1, а также пороховой погреб.