Форт № IV является самым известным фортом Гродненской крепости. Объясняется это тем, что он полностью сохранился до наших дней. К тому же его историю можно достаточно точно проследить по архивным материалам. В результате проведённых работ по вырубке леса форт полностью очищен. С весны 2017 года реализуются планы по устройству в нём музея. Перед фортом установлен стенд с информацией для туристов.
Проехать к форту можно двигаясь по дороге Гродно – оз. Юбилейное. На перекрёстке (дер. Коробчицы – старый аэропорт) едем прямо в сторону дер. Беляны. Проезжаем около 3 км до указателя «Форт №4 Гродненской крепости». К сожалению никаких стоянок здесь не оборудовано, поэтому машину придётся оставить при въезде в лес. Нам остаётся свернуть направо и пройти по лесной дороге 300 метров. На развилке со шлагбаумом поворачиваем налево. Через 100 метров перед нами открывается форт. Начиная с мая 2017 года все входы в форт были закрыты стальными дверями. Попасть в него можно по предварительной договорённости с Гродненским Раййисполкомом. GPS координаты: 53°37′09.72″N 23°40′16.97″E.
Автором проекта форта № IV был военный инженер штабс-капитан Георгий Леонидович Шмагайлов (позже он был назначен помощником Строителя Гродненской крепости, а вместо него для продолжения строительства форта был назначен инженер подполковник Корытин.
Проект строительства форта был утверждён в комитете Главного инженерного управления 14 января 1913 г. Первоначальная стоимость форта достигала 1042000 рублей. В начале 1914 г., уже после начала работ, в проект были внесены некоторые изменения.
Форт располагался на высоте 94.8 сажени, восточнее деревни Стрельчики. По проекту вооружение форта состояло из: 6 противоштурмовых орудий на барбетах (площадках), 8 пулемётов, шести 57-мм капонирных орудий. Гарнизон форта должен был состоять из 271 человека.
Во время обстрелов гарнизон должен был укрываться в казематах и казарме, расположенной в центре горы во внутреннем дворике форта. Эта подземная казарма соединялась ходами с казематами и выходом из форта. С внешней стороны форт окружался рвом, а также проволочными заграждениями.
Руководителем строительных работ был назначен штабс-капитан Г.Л. Шмагайлов. На начало 1914г. тут работало 16 штатных служащих и 96 вольнонаёмных.
Слушатель Николаевской инженерной академии Ян Ястржембский вспоминал о своём участии в строительстве форта № IV:
«Устанавливал в бетоне стальные щиты российского типа между мешками с землёй, которые служили для маскировки и поддержки щитов. В дальнейшем начал выполнение земляных работ – насыпал валы на флангах и горже форта и углублял фронтальный и фланговый рвы. Горжевого рва не было. Не существовало и обороны рва. Разворачивать бетонные работы на этом форте опасались по причине очень выдвинутого положения (11 км от переправ), поэтому было решено по центру фронтального рва построить блиндаж, но из т.н. «полевого бетона», это значит состоящего из камней с цементным заполнением. Блиндаж не имел подземного соединения с фортом. Для фланкировки боковых рвов должны были служить открытые стрелковые позиции. С целью усиления и увеличения мощности препятствий в некоторых местах перед четвёртым фортом (на «мёртвых» пространствах), а также и перед соседним опорным пунктом (№8), я заложил три ряда мин и фугасов с камнями».
Строительные работы на форту велись вплоть до последних чисел августа 1915 г. Гродненский историк А.Н. Плешевеня отмечал, что перед началом боёв в августе 1914 г. строительные работы шли на группе форта № IV.
Во внутреннем дворике форта, как уже отмечалось выше, располагалась большая природная возвышенность. Однако казарма в нём построена не была. Сохранился и броневой наблюдательный пост системы ГИУ, расположенный по центру бруствера с небольшим смещением вправо. Вентиляционные шахты частично забиты землёй, но воздух в галерее свежий. Для прострела галереи изнутри в туалетах по обоим флангам были сделаны амбразуры (кремальеры). Таким образом, даже после прорыва противника внутрь, он не смог бы беспрепятственно распространиться и захватить весь форт.
Ров форта представляет собой трапецию. Бетонный массив укрепления сохранился полностью, за исключением всех железных конструкций (щитков для стрелков, дверей, лестниц и т.п.).
На протяжении 31 августа – 1 сентября 1915г. группа форта № IV приняла на себя главный удар германской армии. Его атаковала 34-я ландверная бригада (31-й и 84-й ландверные полки) 1-й ландверной дивизии. В первый день боёв оборона русской армии не позволила немцам прорваться к самому форту. Однако на следующий день – 1 сентября форт подвергся сильной атаке. Гарнизон форта состоял только из двух рот 95-го Красноярского пехотного полка под командованием капитана Н.С. Наркевича и возможно, ополченцев из бригады Государственного ополчения. На вооружении форта имелось лишь два крепостных пулемёта. Противоштурмовые орудия были сняты во время разоружения крепости незадолго до начала боёв. В результате обстрела форта немецкой тяжёлой артиллерии гарнизон понёс большие потери. Из посланных на форт двух рот 94-го полка дивизионного резерва, пробиться смогли только 60 человек, остальные погибли в результате немецкого обстрела тыловых позиций форта. Огонь тяжёлой германской артиллерии принёс успех – он заставил гарнизон прятаться в казематах. Наблюдение велось только через бронеколпак. К сожалению, осколком от близкого взрыва был убит наблюдатель. Упав с лестницы, он забаррикадировал дверцу на наблюдательный пост. Таким образом, форт остался без наблюдения. (Сейчас вы можете пройти по галерее ко входу в наблюдательный пост.)
В 17.30 немцы предприняли новый штурм форта № IV, но были отбиты. Сразу же после этого продолжился артиллерийский обстрел. Один из тяжёлых снарядов в это время попал в колодец телеграфной линии и прервал всякую связь со штабом крепости.
Около 18 часов германцы начали новую атаку. Гарнизон форта под командованием командира батальона 95-го полка капитана Наркевича сократился до 30 человек. Когда немцы перешли ров, капитан приказал красноярцам выйти из казематов и отбиваться ручными бомбочками. В это время один из солдат случайно поджёг капсюль, взрыв которого ранил несколько человек и вызвал панику среди солдат. Военный инженер капитан Десницкий, находившийся на форту, отдал приказ взорвать его. Однако солдаты не дали произвести поджог из-за того, что в галерее форта находилось до 150 раненых солдат и офицеров. Из-за непрерывного немецкого обстрела их не могли отправить в тыл. По воспоминаниям участников обороны форта, за 1 сентября немцы выпустили только по бетонному брустверу форта до 500 снарядов большого калибра. К этому времени форт № IV фактически был окружён германской пехотой. В 19.40 германцы захватили форт вместе с гарнизоном. Под командой капитана Наркевича из форта № IV вырваться удалось лишь 5 солдатам, прапорщику и капитану Десницкому.
В послевоенное время форт использовался советскими пограничными войсками. Вероятнее всего, начало его использования относится к концу 1960-х гг. Тогда же инженерная рота Гродненского погранотряда провела некоторые переделки форта. На форту были проведены работы по приспособлению казематов к современным условиям ведения войны. Все входы в подбрустверную галерею были уменьшены в размерах и оборудованы газовыми камерами. Все двери с запорами также были заменены современными. Снаружи форта, перед центральным сквозником было построено бетонное помещение для дизельного двигателя. В убежище для дежурной части были устроены перегородки из кирпича – здесь находились отдельные помещения (шифровальщика и т.п.). Вплоть до нач. 1970-х гг. форт использовался в качестве законсервированного запасного командного пункта. Однако после несчастного случая (замыкание в проводке из-за повышенной влажности, приведшее к летальному исходу) командование Гродненского пограничного отряда отдало приказ о прекращении использования форта.
Группа форта № IV состояла из: