Loading

Форт № IX

Описание

Форт № IX.

 

Форт расположен в районе деревни Погораны. Это последний форт на левом берегу Немана.

 На перекрёстке, за рынком Южный, поворачиваем налево на объездную дорогу, и через 300 метров  сворачиваем вправо, на дорогу Гродно-Лунно. Примерно через 3 км будет съезд влево. Далее по асфальтовой дороге ещё примерно 2,3 км. На Т-образном перекрёстке, между дачами, поворачиваем налево и через 250 метров можно останавливаться. Над нами проходят две высоковольтные линии. Идём вдоль первой, вправо, примерно 600 метров. В зарослях справа ищем тропинку, которая, петляя, через 300 метров и приведёт Вас к форту с тыла. GPS координаты: 53°37′31.18″N 23°55′08.14″E.

Строительными работами руководил военный инженер капитан Вениамин Николаевич Корытин. До начала Первой мировой войны был построен бетонный бруствер. Заводик по производству бетона был разрушен после начала войны (в августе 1914 года) и до поздней осени не восстанавливался. С ноября 1914 года руководителем работ на форту был назначен помощник военного инженера подполковника Потресова слушатель Инженерной Академии штабс-капитан Иван Болеславович  Ястржембский.

Благодаря воспоминаниям Ястржембского мы можем познакомиться со строительством порохового погреба форта № IX. Погреб располагался западнее форта. В ноябре 1914 года началось его строительство. Строительство велось зимой. Для этого был построен новый заводик по производству бетона, располагающий своей бетономешалкой и другим оборудованием.

На месте строительства был построен деревянный сарай, где был установлен паровой котёл, бетономешалка и лифт. При помощи парового котла температура в сарае даже во время больших морозов (до -150С) достигала +250С. При строительстве на специальных печах нагревался и песок и щебень. Подготовительные работы заняли около месяца. После оборудования заводика началось строительство порохового погреба. Вдоль всего места строительства была проложена узкоколейная железная дорога. В вагонетках бетон подвозили для заливки в нужное место. При помощи пневматических машин бетон утрамбовывали. Строительные работы шли в три смены день и ночь. Ночью строительная площадка освещалась при помощи мощных ламп.

За месяц работ пороховой погреб форта № IX был построен. При отступлении русской армии он был уничтожен. Проехать к нему можно всё от того же перекрёстка за Рынком «Южный», по объездной дороге, ведущей в Гродно, проезжаем 1,5 км и останавливаемся. Слева от дороги, в 30 метрах, в зарослях,  он и расположен. 53°37′39.62″N 23°52′44.81″E.

Весной 1915 года возобновились строительные работы на самом форту № IX. В частности достраивался левый фланг бетонного бруствера. Интересно, что при его строительстве использовался «полевой» бетон (т.е. смесь с меньшим количеством цемента и большим количеством камней). Кроме форта на участке до реки Неман были построены убежища с деревянными перекрытиями, а также оборудованы позиции для тяжёлой крепостной артиллерии. К работе по оборудованию позиций для артиллерии привлекались артиллеристы из крепости. Вблизи форта был построен колодец (резервуар для воды, перед входом, во внутреннем дворике).

Во время боёв в сентябре 1915 г. форт располагался в тылу. При отступлении русских войск он был подорван. Однако повреждения бруствера не большие. В 1941 году на форту велись какие-то земляные работы Красной армией. Сейчас форт сильно зарос лесом.